Объемно-пластические решения в машиностроении

Внешний вид автотранспортного средства ощутимо влияет на решение о покупке посредством невербального общения с потенциальным покупателем через его зрительное восприятие. Степень влияния данного фактора в различных сферах автомобилестроения отличается. Однако общая тенденция движется к увеличению влияния внешнего вида на покупателя при выборе автотранспортного средства. Это связано с тем, что автомобиль не только должен быть надежным, безопасным и экономичным, но и должен соответствовать имиджу владельца. Рассказ о продукте языком формы максимально раскрывая его суть, подчеркивая его техническое совершенство и выявляя его отличительные особенности, — это далеко не все, что может сказать внешний вид. В современных рыночных условиях наиболее значимым во внешнем виде автомобиля является возможность передать культурные и гуманитарные смыслы и знаки, посредством которых передаются ценности всего бренда, под которым продается продукт. Считывая данную информацию за достаточно короткий промежуток времени, потребитель не только определяет, как бы «удостоверяется», в техническом соответствии продукта, но и воспринимает сильные ассоциации с определенными смыслами. В случае их принятия и отождествления с собой становятся одним из способов самовыражения, будь это частное лицо или крупная организация. Задача создания тесной связи с потребителем на психологическом уровне, ее образной составляющей определяет выбор разработчиками того или иного объемно-пластического решения при создании конкретного объекта. Характер используемых решений зависит не только от целевой аудитории, но и от той идеи и общей стратегии, осознанно выбранной компанией производителем при создании своего продукта.

Объемная пластика — одна из составляющих элементов внешнего дизайна в современном автомобилестроении, которая является не только самовыражением дизайнера, его предпочтений и желаний, но и сложной, многоуровневой, построенной по определенным законам системой, которая наравне с технической и функциональной составляющей влияет на выбор покупатели, и обеспечивает конкурентоспособность продукции.

Для создания объемно-пластического решения существуют основные законы и приемы — это гармоничность, целостность формы, единство и актуальность стиля, образность формы. Данные приемы и законы принципиально не меняются с течением времени, меняется только мода, на какой-либо элемент используемых приемов. Однако изменения происхо- дят не равномерно. Как правило, новшества начинают распространяться с объектов, которые выпускаются большими сериями и имеют короткий жизненный цикл. Именно они наиболее подвержены модным влияниям в силу искусственно сокращенного жизненного цикла, а вследствие этого — ускоренного процесса проектирования с обостренной чувствительностью к пожеланиям потребителя к изменениям в форме. И в случае успешно найденного приема дальнейшие изменения распространяются на все остальные мелкосерийные и узкоспециализированные крупные объекты с необходимой интерпретацией.

В транспортном дизайне при проектировании можно выделить три основных объемно-пластических решения, которые можно условно назвать «рубленое», «скульптурное» и «смешанное».

«Рубленая» пластика — это сочленение плоскостей, имеющих геометризированный многоугольный периметр с закругленными или острыми углами. В современной интерпретации использование данной пластики в транспортном дизайне представляет собой модернизированные формообразующие принципы различных стилей, имевших в основе формы геометрические фигуры, приближенные к кубу, призме или другим, образованным гранеными поверхностями. Это и «рубленый» стиль, появившийся в 70-х годах, и отчасти автомобильный стиль «хай-тек», и аэрокосмический стиль, и другие, имевшие разную семантику и, соответственно, характер формы в вышеуказанном диапазоне формообразующего приема в зависимости от времени создания и целей, поставленных перед разработчиками. Однако в дальнейшем произошла некоторая модернизация и самой пластики и вызываемых ассоциаций. Это обусловлено дополнением образных рядов с уже существующими аэрокосмическими и футуристическими мотивами, которые перешли в разряд стилистики условно называемой «космической обыденности» (эти ассоциации связаны с широким применением данной пластики при создании декораций и объектов для фильмов космической тематики), такими элементами, как брутальность и мужественность. Под «космической» сохранился смысл, закладываемый в самом начале появления данной пластики, а вот под «обыденностью» здесь имеется ввиду то, что высокие технологии перешли из разряда элитарности в общедоступные. Изменения связаны с тем, что большинство производителей и бытовых приборов, и легковых автомобилей, и компьютерной техники начали широко применять для массовой продукции средней и низкой ценовой категории данное пластическое решение. В итоге этот тип пластики получил широкое применение в легковых автомобилях внедорожного назначения, грузовых автомобилях, а также коммерческом транспорте.
«Скульптурное» пластическое решение характеризуется крупными мягкими формами со скульптурными переходами, например, «итальянский стиль». Характеризуется скульптурностью самого объекта и ассоциируется с классическими подходами, чаще всего применяемыми французскими и итальянскими производителями в последние несколько лет, и в различных сочетания и интерпретациях некоторыми американскими производителями грузовых и легковых автомобилей. Данное пластическое решение используется в транспортном дизайне, когда необходимо подчеркнуть элегантность и аэродинамичность формы, а так же для создания мягких и женственных образов, например, для легковых автомобилей малого класса — Alfa Romeo MiTo.
Контрастное сочетание мелкой и средней пластики, наличие вогнутых и выгнутых поверхностей, построенных свободными сплайнами, соединяющихся между собой гранями с малыми радиусами, определяют «смешенное» пластическое решение.
Примерами могут служить такие фирменные стилевые концепции, как, «кинетический» дизайн Ford от Мартина Смита, «огненные поверхности» BMW Криса Бэнгла и формы природной концепции Nagare марки Mazda, идеологом которой был голландец Ло- ренс Ван Ден Акер, струящаяся скульптура Hyundai, современный стиль Mercedes-Benz. Это направление, появившееся в последнее десятилетие, связанно с последними тенденциями в восприятии формы и усовершенствованием технологий проектирования и производства, ставших модными в большей части в легковом автомобилестроении. Под восприятием формы подразумевается, например, осознание того, что вогнутая поверхность воспринимается иначе чем выгнутая — это в деталях, а также то, что объект может восприниматься живым, одухотворенным, оставаясь при этом абсолютно абстрактным по форме — это в общем.

Необходимо обратить внимание на то, что в чистом виде используется только «смешанное» пластическое решение. Это связанно стем, что данное решение только недавно появилось, и, находясь на начальном этапе своего развития, уже вошло в моду, и используется повсеместно. Два остальных решения комбинируются друг с другом и с третьим на нюансе или контрасте и могут сочетаться в абсолютно разных объектах промышленного дизайна. Примером такого сочетания может послужить комбинация пластических решений в последних моделях марки Volkswagen (от «рубленого» пластического решения — характер линий, от «смешанного» — характер формы).
В грузовых автомобилях и автобусах, которые име- ют сравнительно длительный жизненный цикл выпуска, для приостановления морального старения формы чаще всего используется частичная модернизация, и в большинстве случаев это касается передней и задней частей транспортного средства. Рассмотрим пример последней модернизации линейки грузовых автомобилей G- и R-серий фирмы Scania. При сохранении общей композиции и пластических решений создается ощущение новизны, путем приведения некоторых ключевых для композиции деталей в соответствие с актуальными формообразующими тенденциями в промышленном дизайне.
Отдельно остановимся на «смешанном» объемно-пластическом решении. Данный тип формообразования используется не только как отдельное решение для создания модных течений, но и как общепринятый прием для формирования и определения современности разрабатываемой формы. Развитие данного принципа рассмотрим на примере изменения четырех поколений и последнего поколения, представленного в виде концепта, модели А4 марки Audi c 1994 по 2015 годы. Как видно, количество силовых линий композиции увеличивалось до середины первого десятиле- тия 2000-х, а в дальнейшем же наметилась тенденция увеличения значимости силовых линий за счет увеличения размеров и контраста, повышая тем самым их выразительность, посредством резкого очерчивания границ областей света и тени. Очерченность границ достигается за счет, контраста между крупными плоскостями, образованными разными большими радиусами одинаково выгнутыми или вогнутыми и выгнутыми, сочетающимися с одной стороны на скульптурном переходе, с противоположной же стороны острыми гранями с минимальными радиусами.
Данный принцип формирования поверхностей применяют практически все ведущие автомобильные производители в своих последних разработках в той или иной интерпретации вне зависимости от класса, назначения и даже выбранного пластического решения. Это позволяет создать образ натянутости поверхности и тем самым избегать аморфных элементов.

Объемно-пластические решения, тесно связаны с таким понятием как масштабность. Масштабность — степень крупности форм, воспринимаемая на основе соотношений их величин с величиной целого, с окружающим, с человеком. Изменяя пропорции, можно придать предмету то истинный масштаб, то несколько искусственный, зрительно увеличивая или уменьшая сам предмет.

Масштабность зависит от двух групп размерных отношений: с одной стороны от объективных изменений размеров конструктивных элементов, размеров, определяемых в известной мере расчетом, с другой — от размеров, связанных с восприятием и свойственным внутреннему сознанию «мерилом» величин человека. Однако изменения в использовании масштабности при проектировании объектов в современном промышленном дизайне характеризуются в первую очередь подробнейшей проработкой стратегии зрительного восприятия. Согласно данной стратегии все объемы и графика делятся на классы соответственно своим размерам и группируются в подуровни, а те в свою очередь — в уровни. Например: класс А — предметы, габариты которых лежат в пределах от 0,1 до 1 мм (ниже класса А человек не видит). Это текстуры, фактуры. Класс B — размеры от 1 до 10 мм — это буквы, цифры, винты, мелкая пластика. Данные два класса объектов формируют первый подуровень. Класс С — габаритные размеры от 10 до 100 мм — это кнопки, ручки, логотипы, средняя пластика. Класс D — от 100 до 1000 мм — это крупная пластика, например двери или капот. Данные два класса объектов формируют второй подуровень. При этом есть тенденция увеличения количества подуровней в создаваемых уровнях, сохраняя количество основных планов или уровней. Это позволяет визуально не перегружать общую композицию или даже придавать, если необходимо, лаконичный образ. Данные изменения связанны с желанием производителей показать свои технологические возможности, а также со стремлением к «оживлению» формы.
Выводы. В современной системе ускоряющегося процесса производства и потребления происходит постоянная гонка в поиске новой пластики формы для создания ощущения новизны в выпускаемых продуктах. Определенное количество пластических приемов и быстрое «старение» доминирующего стиля в определенный период приводит к повторяемости моды на конкретный прием или сочетание приемов. Однако это не зацикленное по кругу движение, а движение по спирали, постоянно совершенствующееся, обогащающееся новыми решениями. Например, «биодизайн» — модное направление, доминирующее в 90-х в автомобильной технике, с мягкими формами «скульптурной» пластики — сначала сменился стилем «нью-эйдж» с граненой пластикой, в дальнейшем перешедшим в стиль «пламенеющих поверхностей». Сейчас мода на мягкие формы «скульптурной» пластики опять возвращается. Многие производители отходят от чересчур ярких и динамичных композиций и пластики. Используют на большей части поверхности «скульптурную» или «рубленую» пластику, а в качестве акцентов и в местах переходов используют «смешанную». По количеству и степени детализации продолжается все большее усложнение. Если ранее разноплановость достигалась только за счет мелкой пластики на отдельных деталях и значках, то сейчас широко применяются мелкие объемно-пластические решения на крупных деталях. Данные новые решения по изменению внешней формы автомобилей внедряются с целью придания им более солидного и в какой-то степени элитарного вида, начиная с по-настоящему дорогих марок Volvo, Audi, Mercedes и заканчивая бюджетными производителями Renault и Skoda.